Асфальтобетон

Что такое асфальтобетон, виды асфальтобетона

«Безопасные и качественные дороги» – национальный проект, направленный на улучшение дорог федерального и регионального значения. В рамках этого проекта не только ремонтируется покрытие уже существующих трасс, но и прокладываются новые. В Санкт-Петербурге прошла конференция «Асфальтобетон-2022». Это все говорит о важности этого строительного материала для экономики России.

Что это такое – асфальтобетон

Обратимся к научно-популярной энциклопедии, Википедия дает такое определение: асфальтобетонная смесь – строительный материал, который получают из инертных материалов (щебень различных фракций, песок) и битума с добавлением минеральных веществ, для придания смеси эластичности и улучшения характеристик при эксплуатации. Асфальтобетон — уплотненная, схватившаяся масса. Это материал, искусственно созданный человеком.

Впервые в России произвели асфальтобетон в 1873 году на заводе в городе Сызране, но широкое его применение началось только в следующем веке. Уплотненная смесь – это и есть асфальтобетон.

Виды асфальтобетонных смесей

Асфальтобетонные смеси классифицируют по разных показателям:

1. Типы по содержанию щебня в составе:

  • тип А – масса щебня составляет до 60% от общего объема;
  • тип Б – от 40% до 50%;
  • тип В – от 30% до 40%;
  • тип Г – 30% отсева (отходы при дроблении горных каменных пород);
  • тип Д – до 70% отсева (песчаный асфальтобетон, без щебня).

2. По крупности заполнителя:

  • крупнозерный – заполнитель щебень или гравий фракции 20мм-40мм;
  • мелкозернистый – от 5мм до 20мм;
  • песчаный – заполнитель не более 5мм в диаметре.

3. По виду инертных материалов:

  • щебеночный;
  • гравийный;
  • песчаный.

4. По технологии, используемой для производства, асфальтобетонная смесь делится на холодную и горячую.

Холодная

Производится на АБЗ из «холодного» битума, щебня и полимеров. Температура готовой смеси – не более +50 °С. Холодный асфальтобетон используют только на незначительных площадях для работ по ремонту и восстановлению дорожного покрытия (ямочный ремонт, работы после замены подземных коммуникаций в городской зоне). Такая смесь укладывается при температуре воздуха до +5 °С. Серьезный минус – цена выше, чем у горячей смеси.

Горячая

Это классическая технология производства на АБЗ. Смесь соединяют и перемешивают при температуре до +120 °С. У этого асфальтобетона есть ограничения по использованию – смесь укладывается при температуре от +40 °С до +80 °С, соответственно завод по выпуску материала, должен находиться на расстоянии, позволяющем довезти смесь до места укладки с сохранением нужной температуры. ГОСТ 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные» ограничивает расстояние для транспортировки до 80 км.

5. Классификация по величине остаточной пористости (плотности материала):

  • высокоплотные смеси – 1,0% — 2,5%;
  • плотные – от 2,51% до 5,0%;
  • пористые смеси – 5,1%-10,0%;
  • высокопористые – свыше 10,1%.

6. По используемому вяжущему веществу:

  • классическая смесь – в качестве связующего применяют только горячий битум;
  • с введением в состав мастик – их используют для стабилизации, укладывают на дорогах с плотным трафиком;
  • с добавлением полимерных пластификаторов – для покрытий с тяжелыми условиями эксплуатации (промышленные цеха, взлетные полосы, мосты);
  • с добавлением извести и органических компонентов – ремонтные смеси.

Материалы для производства

Состав смеси строго дозирован и подобран в соответствии с требуемыми параметрами готового асфальтобетона. Основные компоненты для производства:

  1. Щебень, гравий – преимущественно из горных (твердых) пород, это крупный заполнитель.
  2. Песок –пригоден только природный, добытый в карьерах (речной мытый песок не используют), материал должен быть разных фракций, тогда готовая смесь не образует пор и будет устойчива к температурам.
  3. Отсев – мелкий заполнитель смеси, который влияет на плотность и прочность полотна дороги.
  4. Минеральные добавки – их количество и технические характеристики определяют свойства вяжущего вещества. Большая составляющая минерального порошка в асфальтобетонной смеси скажется на прочности дорожной одежды (особенно при зимней эксплуатации).
  5. Битум – вяжущее вещество, в составе смеси он может быть как в жидком состоянии, так и в вязком. Для производства асфальтобетона не подходит любой битум, нужен с определенным коэффициентом вязкости, он задан в технической документации для изготовления смеси. Для укладки асфальтобетонной смеси в зимний период, традиционно применяют жидкий битум с добавлением разжижающих веществ и химическими присадками (постепенно они испаряются и смесь приобретает нужные стандартные характеристики).

Марки и технические показатели строительного материала

Тестирование

Все асфальтобетонные смеси делятся на марки: I, II, III, они разделены так по следующим четырем параметрам:

  • содержание основного материала, его вид;
  • плотность или пористость смеси;
  • при каких условиях можно производить работы по укладке и уплотнению;
  • по типу (процентному содержанию в составе горных пород).

Конкретное разделение смесей по маркам закреплено в ГОСТ9128-2013 п 4.1.6 таблица1, краткое описание марок:

  • (I) – хорошее сопротивление к воздействию внешних сил, дорогостоящая марка, из-за высокого качества наполнителей;
  • (II) – самая востребованная марка, из нее выполняется покрытие дорог и тротуаров в городской зоне, более бюджетная цена;
  • (III) – эта марка не содержит каменных заполнителей.

Современные асфальтовые смеси для устройства дорог по техническим характеристикам превосходят природные материалы по целому ряду технических характеристик. Физико-механические показатели определяются маркой, приведем основные в таблице:

параметр единица измерения показатель
плотность кг / м3 2000 — 2800
водостойкость К 0,60 — 0,95
К внутреннего трения, сдвигоустойчивость смеси К 0,62 — 0,87
трещиностойкость МПа 2,0 -7,5
морозостойкость F15 – F50
предел водонасыщения для пористых % 4,1-10,0
предел водонасыщения для плотных % 1,0-4,0
уплотнение холодных смесей К Не меньше 0,96
Уплотнение горячих К 0,99

Плюсы и минусы

Несомненные достоинства асфальтобетона в сравнении с прочими дорожными «одеждами» – прочность, устойчивость к перепадам температур, осадкам (снег, дождь), минимальный износ при интенсивном трафике. Не создает дополнительных шумов при движении автотранспорта, наоборот способен поглощать звук. Не образует пылевой завесы. Покрытие бесшовное, ровное. Прочность, соответствующая марке, набирается значительно быстрее, по сравнению с бетонными покрытиями. Созданы технологии по вторичной переработке, которые позволяют повторно использовать отработанный материал.

Рециклер – прицепное или самоходное устройство, использует снятый фрезой асфальтобетон с добавлением нового сырья, производит асфальтобетонную смесь. Это оборудование успешно используется для выполнения ямочных ремонтов. Рециклер быстро производит готовую смесь, при этом экономя на материалах. Выполнять ремонтные работы, теперь можно не привязываясь к стационарному асфальтобетонному заводу, сократив затраты на транспортировку.

Недостатки асфальтобетона – работы по укладке новых трасс можно выполнять только сезонно. Существуют технологии для производства работ при отрицательных температурах, но объем таких работ минимален. Асфальтобетон не долговечен, подвержен старению.

Где можно использовать строительный материал – асфальтобетон

Применение материала

Из него строятся:

  • трассы федерального значения;
  • внутригородские дороги и проезды;
  • тротуары;
  • площадки для детей;
  • полы промышленных цехов и складов;
  • взлетные полосы аэропортов;
  • асфальтной крошкой покрывают спортивные площадки и беговые дорожки;
  • велодорожки.

Познавательно! Набирает популярность новая технология – устройство покрытий из цветного асфальтобетона. Это связано с выросшими архитектурными и эстетическими потребностями при планировке новых городских зон, но не только.

С точки зрения безопасности, велодорожки и зоны парковок, остановок из цветного покрытия отчетливо выделяются и привлекают внимание всех участников движения: пешеходов, водителей, велосипедистов и прочих видов современного транспорта.

Цветной асфальтобетон служит достойной альтернативой дорожной разметки при разграничении полос движения, пешеходных переходов. Технология его изготовления не отличается от обычных типов. Для придания цвета в смесь вводится окрашивающий пигмент.

Где не желательно использовать асфальтобетонное покрытие

Тротуары для пешеходов с покрытием из асфальтовой смеси теперь удачно заменяют на плитку тротуарную. Она может быть цветной и разной геометрии. Но сегодня нет серьезной альтернативы асфальтобетону при строительстве верхних слоев покрытий скоростных трасс, подъездных путей, дорог в зоне городов и сел, он применяется повсеместно. Россия – страна асфальтовых дорог.

Ограничения на использование асфальтобетона распространяются только на помещения промышленных цехов с агрессивной средой.

Сколько стоит материал

Цена асфальтобетона, как правило, не включает в себя услуги по транспортировке. Стоимость доставки горячей смеси специализированным, приспособленным для самостоятельной разгрузки транспортом, можно рассчитать online.

Все крупные производители в регионах имеют удобные сайты с онлайн калькуляторами (бесплатно) для расчета объема смеси под вашу площадь и толщину покрытия.

Если возникают вопросы по подбору типа смеси, вам всегда помогут профессиональные менеджеры.

Цена за м3/т асфальтобетонной смеси напрямую зависит от региона вашего проживания. Москва, Московская область, СПб, Екатеринбург, Воронеж могут иметь разную стоимость, разброс цен для разных марок ориентировочно будет составлять от 4 500 рулей до 8 500 рублей с НДС без доставки.

Асфальтобетон – уникальный материал для покрытия дорог разного назначения. Смесь, изготовленная по ГОСТ, уложенная без нарушений, способна стать надежным покрытием на длительный срок. С уважением БЕТОН — инфо.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: